|
Муниципальный координатор |
Рабочий телефон |
Дни и часы приема |
Исайкина Наталья Валерьевна |
8(48336) 4-15-32 |
Понедельник-Четверг с 08:45 до 17:45 Пятница с 8:45 до 16:30 |
8 (48336) 4-03-36
|
Концепция Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях»16.09.2020 Цель Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях» (далее - Программа) – формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, способствующих в конечном счете финансовой безопасности и будущему благосостоянию россиян.
Сроки проведения Программы Ежегодно. В 2020/2021 учебном году: октябрь 2020 г. - май 2021 г.
Организатор Программы: Ассоциация развития финансовой грамотности.
При поддержке: Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Федерального агентства по делам молодёжи и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Участники программы: общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, организации дополнительного образования детей.
Волонтеры-эксперты программы: сотрудники Банка России, региональных органов исполнительной власти, специалисты финансового сектора, сотрудник образовательных организаций, студенты, удовлетворяющие требованиям Программы, и принимающие принципы и правила Программы.
Практическая реализация Очные встречи проходят (при полном соблюдении правил и требований связанных с пандемией) в старших классах общеобразовательных организациях, в группах профессиональных образовательных организаций и организациях высшего и дополнительного образования Российской Федерации в формате открытых занятий (разовых или серии занятий - по выбору образовательной организации) с участием специалистов финансового сектора (далее «Волонтер-эксперт»), зарегистрированных на сайте Программы, имеющих подтвержденный опыт работы в финансовой сфере, а также опыт преподавательской деятельности и/ или выступлений перед аудиторией в образовательных организациях. Образовательные организации самостоятельно планируют встречи и выбирают волонтеров-экспертов из предложенных на сайте Программы, согласно тематикам и территориальному расположению. Для проведения открытых занятий экспертами-финансистами совместно с профессиональными методистами Программы разработаны и рекомендованы темы занятий и методические материалы по каждой теме, в том числе: 1. Методические рекомендации, презентации и конспекты для подготовки и проведения занятий преподавателями и волонтерами-экспертами; 2. Видеоуроки для демонстрации в аудиториях. В качестве методической поддержки разработаны информационные материалы для старшеклассников, информационные материалы для студентов, а также информационные материалы для родителей старшеклассников и студентов, в которых в простой и доступной форме рассказывается о том, что, в первую очередь, необходимо знать современному потребителю финансовых услуг для обеспечения личной финансовой безопасности и достижения поставленных финансовых целей.
Предлагаются следующие Темы открытых занятий, проводимых волонтерами-экспертами или собственными силами организаций: · Что значит быть финансово грамотным? · Личный финансовый план · Банки и банковские продукты · Инвестиции и страхование · Электронные финансы · Налоги · Пенсии · Финансовые махинации В зависимости от региональной специфики, экономической обстановки можно выбирать и другие актуальные темы.
Рекомендованные формы открытого занятия: традиционная форма (урок, лекция, беседа, встреча), инновационные формы с проведением дискуссий, круглых столов, деловых игр, учебных (образовательных) экскурсий, онлайн семинаров (с участием авторитетных финансистов и ученых), создания творческих постановок, спектаклей и конкурсов по теме финансовой грамотности.
Примерная структура традиционного открытого занятия
Инновационные формы открытого занятия 1. Деловая игра. Основная цель данного занятия - применение на практике, полученных знаний через моделирование конкретной ситуации, принятия на себя определенной роли. Учащиеся делятся на несколько групп для анализа конкретной ситуации и поиска путей решения проблемы, или представляют интересы различных групп населения или организаций в той или иной ситуации. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения различных проблем. Изложение проблемной ситуации, формулирование целей и задач игры, организация команд и определение заданий каждой из них, уточнение роли каждого из участников игры предшествует началу деловых игр. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей деятельности. Подведение итогов игры, анализ оптимальных решений завершают деловую игру. 2. Круглый стол, дискуссия. При проведении круглого стола, дискуссии Волонтер-эксперт заранее планирует общий ход обсуждения тем или какой-либо проблемы. Обучающиеся заранее узнают примерную тематику круглого стола или дискуссии. На начальном этапе круглого стола/ дискуссии Волонтер-эксперт представляет план, определяет регламент выступления каждого из участников. По ходу круглого стола/ дискуссии Волонтер-эксперт выносит на обсуждение новые пункты плана и подводит итоги по каждому пункту. По окончании круглого стола/ дискуссии Волонтер-эксперт подводит итог всему вышесказанному, указав на сходство и различия в позициях участников круглого стола/ дискуссии. 3. Учебная (образовательная) экскурсия может быть организована в финансовую организацию, музей при финансовой организации, где обучающиеся воочию могут познакомиться и услышать от сотрудников о финансовых инструментах и основах потребительских знаний. 4. Онлайн семинары: · Оргкомитет Программы ежемесячно проводит онлайн семинары с участием авторитетных финансистов и ученых по заявленным темам; расписание таких онлайн семинаров заранее размещается на сайте Программы, и все желающие образовательные организации, прошедшие регистрацию, могут принять в них участие. · Волонтер-эксперт по предварительным заявкам образовательных организаций проводят персональные вебинары для класса/школы. Такая форма участия в Программе рекомендуется тем образовательным организациям, которые по какой-либо причине не могут организовать выступление волонтера-эксперта в своих стенах. 5. Дополнительные формы мероприятий В качестве примеров можно рассмотреть: · Конкурс «Прибыль слов» https://www.pushkin.institute/projects/pribylslov/ · Конкурс «Путешествие в мир финансов» https://artcontract.ru/contest/2230 · Театральная постановка https://youtu.be/G15iQWHb_9o · Социальная компания по финансовому просвещению старшего поколения
Отличительные особенности Программы Программа реализуется во всех регионах РФ, в том числе в небольших и отдаленных населенных пунктах. На занятиях в качестве преподавателей выступают финансисты-практики, которые в простой, доступной форме рассказывают старшеклассникам и студентам об основах потребительских знаний в финансовой сфере, правилах соблюдения личной финансовой безопасности и защиты своих прав как потребителей финансовых услуг, излагая не только теоретический материал, но и, в первую очередь, обсуждают современные практические аспекты рассматриваемых тем, примеры из жизни. Встречи обучающихся с профессиональными финансистами позволяет получить экспертные мнения практиков, способствуют социализации обучающихся.
Участниками Программы могут стать обучающиеся и сотрудники образовательных организаций: · общеобразовательных организаций (школы, гимназии, центры образования); · профессиональных образовательных организаций (колледжи, лицеи и др.); · образовательных организаций высшего образования. Волонтеры-эксперты, участвующие в Программе, соответствуют следующим требованиям: 1. высшее экономическое или финансовое образование (в т.ч. обучение по этим профилям), 2. практический опыт по теме лекции или работа по экономической или финансовой специальности не менее 1 года, 3. опыт преподавания и/или выступлений перед аудиторией в образовательных организациях, 4. рекомендации от работодателя, 5. согласие следовать принципами правилам Программы.
Принципы Программы Волонтеры-эксперты выступают в образовательных организациях добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтер-эксперт на занятии должен придерживаться принципа объективности в подаче информации по излагаемой им теме. Ему следует обратить внимание слушателей не только на положительные стороны рассматриваемого предмета, но и объяснить минусы и риски, неизбежно присущие любому финансовому инструменту. Волонтер-эксперт должен создавать у слушателей реалистичные ожидания результатов от использования того или иного инструмента. Причем, главный акцент в рассуждении следует сделать на рисках, возникающих у клиента финансовых компаний. При рассказе о каких-либо финансовых инструментах следует также привести примеры альтернативных инструментов, которые могут быть использованы для достижения похожих результатов. В подаче материала обязательно должны присутствовать примеры практического применения инструментов, причем понятные той категории слушателей, для которых проводится занятие. Рассказывая о различных финансовых компаниях, Волонтер-эксперт должен обозначить как обеспечивается контроль над их деятельностью со стороны государства (лицензирование, законодательство, саморегулируемые организации и тому подобное). Следует обратить внимание на признаки, по которым можно отличить предложения реальных финансовых компаний от различных мошеннических и «серых» схем (финансовые пирамиды, форекс). Волонтер-эксперт должен быть готов предоставить ссылки на информационные ресурсы и порекомендовать литературу по вопросам, затронутым в ходе занятия. Обязательно следует дать рекомендации относительно того, какие практические шаги (последовательность действий) следует предпринять желающему воспользоваться той или иной услугой финансовой компании. При проведении занятия Волонтер-эксперт должен воздержаться от прямого или косвенного рекламирования услуг каких-либо финансовых компаний. Перед проведением занятия Волонтер-эксперт должен согласовать с Оргкомитетом Программы план мероприятий. После проведения занятия Волонтер-эксперт должен направить краткий отчет/ отзыв, а также фото или видеоотчет.
Волонтерам – экспертам и образовательным организациям для участия в Программе необходимо зарегистрироваться на сайте http://dnifg.ru/
Алгоритм регистрации Волонтеров-экспертов 1. На сайте dnifg.ru Волонтер-эксперт проходит регистрацию; 2. При регистрации Волонтер-эксперт указывает перечень тем для выступления (допускается отметка нескольких позиций); 3. На указанный e-mail Волонтера-эксперта направляется ссылка-доступ в личный кабинет; 4. Волонтер-эксперт в личном кабинете проходит тестирование и обучение по базовым темам. Прошедшие тестирование и обучение Волонтеры-эксперты получают возможность проводить онлайн мероприятия для образовательных организаций. 5. Волонтер-эксперт подготавливает презентационные, методические, учебные материалы. Загружает в личном кабинете. 6. Компания работодатель и сам Волонтер-эксперт добавляются в карту-каталог экспертов. 7. Согласованные презентационные, методические, учебные материалы Волонтера-эксперта добавляются по темам в раздел сайта dnifg.ru «Материалы». 8. Волонтеру-эксперту поступают заявки от образовательных организаций, с которыми он индивидуально согласовывает дату, время и детали проведения мероприятия.
Алгоритм регистрации образовательных организаций (ОО) 1. На сайте dnifg.ru сотрудник образовательной организации, ответственный за организацию мероприятий по финансовой грамотности (далее – куратор ОО), проводит регистрацию ОО посредством заполнения формы; 2. На указанный e-mail куратора ОО направляется ссылка-доступ в личный кабинет; 3. В личном кабинете куратора ОО предоставляется возможность: 3.1. Подать заявку на проведение очного/онлайн мероприятия с Волонтером-экспертом. Для этого необходимо выбрать тему, дату (диапазон дат), указать количество и уровень участников; 3.2. Выбрать Волонтера-эксперта из числа предложенных (согласно запрашиваемой теме); 3.3. Самостоятельно договориться с Волонтером-экспертом о времени и дате проведения мероприятия; 3.4. Составить отчет о проведенных мероприятиях; 3.5. Оставить отзыв и оценку Волонтеру-эксперту, проводившему мероприятие; 3.6. В случае отсутствия возможности организации очной/онлайн встречи с Волонтером-экспертом, ОО предлагается воспользоваться материалами по выбранной теме для самостоятельного проведения мероприятия (видео лекция, презентации).
Координатор Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях»
Андрианов Андрей Николаевич, заместитель директора АРФГ тел. +7 (495) 626-86-10
|